О Т Ч Е То велосипедном туристском походе третьей категории сложностипо Харьковской, Сумской и Полтавской областисовершенном с 29.04.2012 по 06.05.2012
Маршрутная книжка: N 14/12 Руководитель: Петрова А.Д. Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что поход может быть засчитан всем участникам и руководителю как поход третьей категории сложности.
Содержание отчета
1. Справочные данные.В период с 29 апреля по 6 мая 2012 года группой туристов из г. Одессы в количестве восьми человек был совершен поход третьей категории сложности по Харьковской, Сумской и Полтавской области Украины. 1.1. Параметры похода
Протяженность маршрута –
530,8 км
Из них:
Асфальт – 298,9 км
Дорога с твердым
покрытием (грейдер,бетонка) – 17,4 км
Грунтовые дороги – 206,
1 км
Бездорожье и тропы -8,4 кмНабор высоты - 2840 метров
1.2.
Нитка маршрута
Люботин – Одрынка – Черемушная – Войтенки –
Александровка – Шаровка – Мурафа – Лучки – Ахтырка – Лутище – Котельва –
Бельск – опошна – Малый Будища – Диканька – Полтава – Писаревка – Руденковка
– Комаровка – Сухиновка – Сосновка – Светлогорское – Озера - Комендантовка –
Кобелячек – Сосновка - Кременчуг
1.3 Список участников
1.4.
Схема маршрута
Трек маршрута в формате GOOGLE EARTH - Poltava_may_2012.kmz
2. Организация похода.2.1. Общая идея походаЦель похода являлось ознакомление с природными и архитектурными достопримечательностями центральной Украины, повышение туристской подготовки участников, проверка снаряжения перед более сложными летними походами. При наличии большого опыта у большинства группы, майские праздники позволили при минимальном затратах отпускного времени организовать и пройти поход третьей категории сложности.
2.2. Обоснование выбора района, и начальной и финальной точек маршрутаЦентральная Украина была выбрана из-за небольших затрат времени на подъезд и отъезд участников к месту проведения похода. Кроме того, обычно, в начале мая в Ценральной части Украины небольшое количество осадков. 2.3. Варианты подъездов и отъездовТуда: Одесса – Люботин (поезд Одесса-Харьков) 2.4. Варианты аварийного схода с маршрутаВ пределах нескольких часов движения на велосипеде от любой точки маршрута расположены автострады. Поэтому специальных аварийных сходов с маршрута не планировалось. 3. График движения и техническое описание прохождения маршрута3.1. График движения
3.2. Техническое описание прохождения маршрута29.04.2012 Люботин – Байрак – Одрынка – Черемушная - Шевченково – Войтенки – Александровка Поездом Одесса—Харьков прибываем в Люботин, где и начинается наш маршрут. 8-45. (1,2 км) Выезжаем из Люботина. Начинается грунтовая дорога. 9-15. На берегу реки Мерефа остановка на завтрак
После завтрака едем вдоль реки Мерефа (правильнее, мимо небольших прудов, на которые разбита река различными дамбами) Пересекаем по дамбе Мерефу и едем к Байраку 10-08 (8,4 км). Въезжаем в Байрак. Дорога до Байрака - приличная грунтовка с небольшими участками разбитого асфальта. За Байраком грунтовка становится песчаной и иногда приходится спешиваться 10-35 (13,6 км) - Одрынка 12-26 (28,9 км) - Черемушная, выезжаем на асфальт. 13-00 (33,7 км) - выезжаем на Киевскую трассу, поворачиваем направо, и еще через 1,3 км поворачиваем налево, съезжая с Киевской трассы 13-22 (39,6 км) - въезжаем в Шевченково. От трассы до Шевченково идет полностью разбитый асфальт, фактически грейдер 14-00 (44,5 км) - не доезжая 3 км до Рассоховки, на берегу пруда останавливаемся на обед
16-48 (51,6 км) - Гринцов рог 17-39 (59,4 км) - Войтенки 18-47 (69,2 км) - Александровка. Дорога от Шевченково - грунтовая, много песчаных участков, иногда приходится спешиваться. В селах асфальт, в общей сложности до 5 км 19-30 - Останавливаемся на ночлег в небольшом сосновом лесу. Ужин готовим на костре, соблюдая все меры противопожарной безопасности. Воду набираем в небольшом ручье.
Температура днем – до 28 °C 30.04.2012 (2 день). Шарово - Мурафа - Владимировка - Городнее - Козиевка - Мойка - Кардашевка У дежурных подъем в пять, у остальных - на полчаса позже. Завтракаем, собираемся, механики проверяют велосипеды. В 7-40 выходим на маршрут. По дороге к Шарово у Федора несколько раз прокалывается камера. Следует остановка замена камеры или нанесение латки, а через несколько километров - снова прокол. И только в Шаровском замке разобрались, что из-за износа резины камера прокалывалась стальной проволокой корда покрышки. Хорошо, что Олег вез с собой запасную покрышку, пришлось ее поставить. 8-00 - Шаровский замок. Гуляем по парку несколько часов. И тем не менее - мало.
11-30 (13 км) - Мурафа. Дорога до выезда на трассу (8,3 км) - песчаная грунтовка, часто приходится спешиваться. На трассе - хороший асфальт Владимировка. Парк Натальевка. Останавливаемся на несколько часов. Дорога - на территории парка песчаные грунтовки. В общей сложности - 2 км.
13-30 - Пыльнянка. Недалеко от дороги, на краю леса, останавливаемся на обед 15-30 (31,6 км)- Городнее. За Пыльнянкой и почти до Городнее асфальт исчезает, превращаясь в грейдер, бетонку, брусчатку, грунтовку. Любое покрытие, на выбор. В Городнее спускаемся к поющим террасам. 16-40 - Козиевка. На 37,7 км поворачиваем налево, съезжая с трассы и асфальта. Начинаются песчаные грунтовки. Иногда приходится спешиваться. 17-10 - Каплуновка
17-44 (53,0 км) - Мойка. Начинается асфальт В Бугроватом, закупаемся на ужин. В Кардашевке (74,0 км)выезжаем на трассу , за Кардашевкой поворачиваем налево и съезжаем с трассы 19-30 (76,6 км) - останавливаемся на ночлег в небольшом лесу Температура утром/днем/вечером – 9/28/21 °C 01.05.2012 (3 день) Лутище - Украинка - Котельва - Бельск - Опошня - Великие Будища - Черничий яр Уже обычно, подъем у дежурных в пять, у остальных полшестого. Завтрак и в 8-10 - выход на маршрут Через 0,5 км грунтовки выезжаем на трассу Ахтырка- Полтава Съзжаем (12,1 км) с трассы и 2 км проезжаем по песчаным грунтовкам, иногда приходится спешиваться. 9-24 (13,6 км) - Лутище. Запасаемся водой. Небольшое отступление. В ходе похода проблем с водой не было. Почти в каждом селе есть доступные колодцы на улице, а там где нет, всегда можно было попросить воду в домах, - нам не отказывали. Через 1.7 км (15,3 км) съезжаем на грунтовую дорогу. На берегу Ворсклы небольшой привал. Приветствуем байдарочников из Москвы. Продолжаем движение. Дорога грунтовка, песчаная грунтовка и 3 км полного бездорожья. 10-40 (21,6 км) - Украинка. За селом снова выезжаем к Ворскле и дальше стараемся ехать вдоль реки, особо не удаляясь от берега. Дорога грунтовка, песчаная грунтовка. 2 км - бездорожье. Иногда приходится спешиваться. За 4 км до Котельвы, песок становится более глубоким. 13-00 (37,8 км) - Котельва. За Котельвой на берегу Ворсклы останавливаемся на обед. Вода теплая и обед немного затягивается. И только штурман работает. 16-00 (52,0 км) - Бельское городище. Бельское городище - разочаровало. Видно пытались, что-то сделать для туристического зрелища, но ничего не получилось. Только вал - настоящий. Опошня. Пытаемся попасть в музей гончарного искусства. Но нам не везет, - первого мая - праздник, и музей закрыт. Все, что могли, посмотрели возле входа и еще - через забор.
18-30 (81,0 км) - Великие Будища. Сьезжаем с асфальта и спускаемся в Чернечий яр. Пытаемся проехать к реке. Но все дороги затоплены. Тем временем. начинает темнеть и приходится останавливаться на ночлег на окраине Чернечего яра, возле заброшенного дома. 20-00 (84,5 км) - остановка на ночлег. Место хорошее, только комаров много. Последние километры - грунтовая дорога. Температура утром, днем, вечером– 9 °C/ 28 °C/ 17 °C 2.05.2012 (4 день) Диканька - Стасы - Петровка - Кротенки - Патлаевка Утро уже обычное. 5-00 - дежурные, 5-30 - остальные, 8-10 - выход на маршрут. Выезжаем обратно в Будище. То, что вчера было спуском, сегодня стало подъемом. А здесь, Дима покоряет очередную вершину.
8-45 (3,4 км - из них 2км грунтовки) - выезжаем на трассу. И в 9-08 поворачиваем на Диканьку. Заезжаем в Кочубеевский парк. В Диканьке скупаемся на обед, ужин и завтрак Снова выезжаем на трассу, а через 8,7 км поворачиваем на Стасы. Выезжаем на грунтовую дорогу (32,0 км). 12-20 короткая остановка на мосту через Ворсклу.
Дальше едем вдоль реки по направлению к Полтаве. Дорога песчаная грунтовка. За Петровкой начинается асфальтовая дорога (или грейдер, трудно определить), но настолько разбитая, что значительно лучше ехать рядом по песчаной тропинке, что и делаем. Перед Кротенками снова пересекаем Ворсклу. Проезжаем Кротенки. 14-00 (43,5 км) - Останавливаемся на полудневку на берегу Ворсклы. Рядом дачный участок, а за немного дальше от реки, Патлаевка. На полудневке - горячий обед, купание, ужин. Но главное значение полудневки, нам просто нужно дождаться, когда откроется музей авиации. А сегодня он закрыт - праздник.
Температура утром, днем, вечером– 12 °C/ 20 °C/ 15 °C 03.05.2012 Патлаевка - мемориальный комплекс Полтавской битвы - музей авиации - Полтава - Великий Тростянец - Буланово - Писаревка - Руденковка Утром, как обычно - 5-00, 5-30 в 8-10 -выход на маршрут Проезжаем Патлаевку и в 8-30 останавливаемся на участке, выполненном, как древнее капище И панорама 9-15 (5 км, из них 2 км грунтовой дороги) - комплекс сооружений, посвященных Полтавской битве. Выезжаем на трассу. Полтава
10-00 (10,8 км) - подъезжаем к воротам музея авиации (с заднего входа). Дорога и асфальт, и грунт, и даже тропинка. И еще - взлетная полоса аэродрома. Дальше, у нас экскурсия, осматриваем самолеты дальней авиации. Проводит экскурсию - главный инженер эскадрильи
12-30 (13,0 км) - выезжаем с аэродрома В Полтаве 13-00 - выезжаем с Полтавы. 14-30 (33, 7 км) - Великий тростянец. Дорога - асфальт 15-20 (40,0 км) - Буланово, обед перед мостом через Ворсклу. Дорога- был асфальт, но здесь он закончился Переходим мост За мостом едем по тропинке, которая постепенно переходит в грунтовую дорогу. Проезжаем Головач. А за железнодорожным переездом начинается песчаная грунтовка, проехать по которой, практически невозможно. Больше идем пешком. Или, когда позволяет сосновый лес, едем рядом с дорогой. Еще мостик. И мы в Писаревке (48,0 км). выезжаем на асфальт. 18-20 - проезжаем Великое Болото
18-50 (74,0 км) - Руденковка. Выезжаем на грунтовку. Проезжаем дачный участок. 20-00 (79,0 км) - лесная просека, остановка на на ночлег. Температура утром, днем, вечером– 5 °C/ 26 °C/ 18 °C
04.05.2012 (6 день) Чорбовка - Комаровка - Сухиновка - Сосновка Утром, как обычно - 5-00, 5-30. Но на маршрут выходим в 8-20. Снова песчаные дороги. И лес, и соловьи.
Выезжаем на асфальт и в 9-24 (6,8 км) мы в Чорбовке. за Чорбовкой очень крунозернистый асфальт, почти грейдер. Где это, возможно, едем по рядом проходящей грунтовке.
Перед Комаровкой (18.8 км) снова выезжаем на пески В Сухиновке (28,8 км) начинается асфальт. И до Сосновки чередуется грунт (3 км) - асфальт 12-25 (42,0 км) - Сосновка. Едем к Ворскле и с остановкой на черепашью фотосессию, устраиваем себе длинный обед. После обеда заезжаем в Левобережную Соколку. Закупаем продукты и запасаемся водой. Погода меняется, начинается и заканчивается небольшой дождь. Но надвигающиеся тучи и гром внушают серьезные опасения. На 62,6 км выезжаем на асфальтовую дорогу, проезжаем мост через Ворсклу. На 65,5 км сворачиваем на грунтовку, еще километр и здесь нас накрывает ливень. Нет, Ливень. Ставим тент, палатки. Дежурные готовят ужин на горелке. Ужин в палатке. И здоровый сон. Температура утром/днем/вечером – 14/26/15 °C 05.05.2012 (7 день) Светлогорское - Солошино - Озера - Комендантовка - Дмитровка Солнечное утро. Позже встаем, завтракаем, сушим вещи и палатки, но в 9-00 уже выезжаем. Выезжаем кратчайшей дорогой на трассу ( 0,5 км тропы) 9-56 (11,3 км) - Светлогорское. Закупаем продукты. На 20,7 км съезжаем с асфальта и едем в сторону Днепра. Правда, едем недолго, дорога исчезает и начинается бездорожье Днепр. Едем вдоль Днепра. И, после небольшого подъема, оказываемся в карьере. Выезжаем с карьера и едем вдоль Днепра. Дорога - песчаная грунтовка. Временами приходится идти пешком. 1.2 км дорога - не проезжаема. Солошино - 35,7 км Вода и каштановая аллея Проезжаем село Озера (дорога - асфальт) и приезжаем в Комендатовку. Между с. Озера и поворотом на Комендатовку, асфальт, близкий к грейдеру 16-50 (53,4 км) - Коментантовка. Осматриваем церковь в виде пирамиды. Обедаем в небольшой роще. И едем в Кобелячек. Дорога -грунтовка Кобелячек. На въезде стоит памятник, а кому - загадка? А из Кобелячек идет асфальтовая дорога с "зелеными туннелями" Пересекаем Еристовский Г.О.К., уступая дорогу монстрам. 18-30 (75,2 км) - Дмитровка. Проезжаем Дмитровку и ищем место для стоянки на берегу реки Псел. 19-20 (77,0 км) - стоянка на берегу реки Псел (грунтовая дорога, тропа) Температура утром/днем/вечером – 14/26/22 °C 08.05.2012 ( 8 день) Дмитровка - Потоки- Сосновка - Кременчуг (ж.д. вокзал) Утро. Спешить нам некуда. Поздно встаем. Завтракаем. Отдыхаем. Кто-то купается. 10-30 - выходим на маршрут. Возвращаемся в Дмитровку. Выезжаем на трассу Полтава-Кременчуг. Пересекаем мост через Псел В с. Потоки (12,0 км) съезжаем с асфальта. До с. Сосновка тянутся разнообразные грунтовые дороги. И из них почти 4 км идем по песку.
В Сосновке (20,5 км) выезжаем на асфальт. 13-40 - останавливаемся за указателем, что Кременчуг закончился. Почему-то таблички при въезде в город - нет. 14-00 (28,4 км) - железнодорожный вокзал города Кременчуг. Поход закончен. Дистанция за день – 28.4км, из них: грунт – 7,9 км Набор высоты – 90м Температура утром/днем – 14 °C/ 28 °C
Суммарные данные за весь поход: Дистанция всего – 530,8 км
Из
них:
Асфальт
– 300,9 км
Дорога
с твердым покрытием (грейдер,бетонка) – 17,4 км
Грунтовые
дороги – 204, 1 км
Бездорожье и тропы -8,4 км
Поход закончен, но времени до отправления поезда остается много, и мы едем кататься по городу. Набережная и речной вокзал. Ужинаем в кафе. Дожидаемся поезда и без проблем уезжаем в Одессу. Утром мы в Одессе. Теперь все.
4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрутаМаршрут соответствует заявленной категории сложности. Однако, наличие значительного числа песчаных участков, требуют от участников хорошей физической подготовки и навыков езды по пескам. |