Вернуться назад












 

О Т Ч Е Т

о велосипедном туристском походе третьей категории сложности

по Закарпатской, Ивано-Франковской и Черновицкой области

совершенном с 18.08.2012 по 26.08.2012

 

Маршрутная книжка: N 61/12

Руководитель: Молодцов Ф.В.

 

                                                               Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и                                                                              считает,что поход может быть засчитан участникам Лешенко В.Е., Туз А.А и                                                                               руководителю Молодцову Ф.В. как поход третьей категории сложности.

 

 

 

Содержание отчета

1. Справочные данные

1.1. Параметры похода

1.2 Район проведения похода

1.3 Нитка маршрута

1.4 Список участников

1.5 Схема маршрута,трек маршрута, высотный график маршрута

1.6 Место нахождения отчета

1.7 Наименование МКК

2. Организация похода

2.1 Идея похода

2.2. Варианты подъездов и отъездов

2.3. Варианты аварийного схода с маршрута и запасных вариантов продолжения маршрута

2.4 Изменения маршрута и его причины

2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником, в т.ч. случаи схода с маршрута

3. График движения и техническое описание прохождения маршрута

3.1. График движения

3.2. Техническое описание прохождения маршрута

4. Выводы и рекомендации по прохождению маршрута

5. Список литературы


1.     Справочные данные.

    В период с 18 августа по 26 августа 2012 года группой туристов из г. Одессы и г. Чернигова в количестве трех человек был совершен поход третьей категории сложности по Закарпатской, Ивано-Франковской и Черновицкой области Украины (Украинские Карпаты).

1.1. Параметры похода

 

Вид туризма
Категория сложности
Протяженность активной части похода, км
Продолжительность
Сроки проведения
Общая

Ходовых дней

велосипедный
третья
561,7
9
9

18.08.-26.08

2012

Протяженность маршрута, всего – 561,7 км

Из них:

Асфальт – 309,1 км

Грунтовые дороги и грейдер – 239,5 км

Бездорожье и тропы -13,1 км

Набор высоты - 11730 м

 

1.2         Район проведения похода

            Украина, Карпаты

1.3  Нитка маршрута

1.3.1 Планируемый маршрут

Свалява - хр.Боржава –Широкое – Ниж. Селище – г. Манчул – Широкий луг – Дубовое – Кобылецкая поляна – Косовская поляна - Рахов - Луги – г. Поп Иван – Яворник – хр. Пнивье – Нижний Яловец – Шепот –Русская – Берегомет – Сторожинец – Черновцы

1.3.2 Пройденный маршрут    

Мукачево - Чинандиево- р. Оса- хр. Боржава - Березники- Керецки – Довгое – Липецкая Поляна - Нижнее Селище – Чумалово – Угля - Нересница – Калины - Плаюц - Кобылецкая поляна - Косовская Поляна а – Рахов – Луги – г. Поп Иван (Черная гора) - застава Зеленая - Пробойневка - Гринява – Голошина – Нижний Яловец - Верхний Яловец - Селятин - Русская – пер. Шурдин - Долишний Шепот - Берегомет – Сторожинец - Черновцы

1.4 Список участников

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Туристская подготовка

Обязанности в походе

1

Молодцов Федор Васильевич (Федор)

Харьковская и Полтавская область 3 к.с. У. 2012

Карпаты 2 к.с. Р. 2011

Руководитель

2

Лешенко Виктор Евгеньевич (Виктор)

 

Одесская, Виницкая области 1 к.с. У. 2010

Финансист

3

Карбажу Марван Иссан

(Марио)

Одесская, Винницкая области 2012 2к.с. У

Медик

4

Туз Алексей Анатольевич (Алексей)

Черниговская Область 2012 2 к.с. У.

Механик

 

1.5         Схема маршрута, трек маршрута, высотный график

1.5.1 Схема маршрута

 

    1.5.2 Трек маршрута

    Трек маршрута в формате GOOGLE EARTH - Karpaty-12.kml

    Трек маршрута на сайте gpsies.com -GPSies - karpaty-12

    1.5.3 Высотный график маршрута

 

    1.6 Место нахождения отчета

    Отчет находится в архиве Одесской областной МКК. Электронная версия на сайте

    1.7 Наименование МКК, рассмотревшей отчет

    Отчет рассмотрен Одесской областной МКК

2. Организация похода.

2.1. Общая идея похода

      Цель похода являлось ознакомление с природными и архитектурными достопримечательностями Украинских Карпат, повышение туристской подготовки участников.   

 

2.2. Варианты подъездов и отъездов

    Для группы из Одессы

Туда: Одесса – Мукачево (поезд Одесса-Ужгород)
Обратно: Черновцы – Одесса (поезд Харьков-Одесса)

    Для участника из Чернигова

Туда: электричка Чернигов-Киев, поезд Киев - Мукачево (поезд Киев - Ужгород)
Обратно: поезд Черновцы - Киев, электричка Киев - Чернигов

2.3. Варианты аварийного схода с маршрута и запасных вариантов продолжения

     С хребта Боржава:

    Вариант 1. Съезд на дорогу Воловец-Межгорье с последующем выездом на дорогу Хуст-Ивано-Франковск. Возвращение в Одессу через Ивано-Франковск или продолжение маршрута по асфальтовой дороге через Хуст-Рахов.
    Вариант 2. Съезд на дорогу Свалява - Липча, с возвращением в Одессу через Сваляву или продолжение маршрута по асфальтовой дороге на Липчу, Хуст, Рахов.

     С г. Манчул: Широкое - Тересва - Рахов

     С Рахова - по трассе Яремче - Коломия - Черновцы

     С г. Поп Иван - Яворник - Верховина - Вижницы - Черновцы

    

2.4 Изменения маршрута и его причины.

    В, основном, поход пройден по заявленному маршруту. Были сделаны следующие изменения маршрута:

    1) досрочный съезд с хребта Боржава и исключение из маршрута г. Манчул из-за необходимости на третий день похода срочного возвращения в Одессу по личным обстоятельствам одного из участников похода (Карбажу М.И.) (был выполнен съезд с хребта по аварийному маршруту и обеспечено дальнейшее прохождение участка маршрута по запасному варианту);

    2) объезд хребта Пнивье из-за невозможности проезда на велосипедах на разведанном участке пути (грунтовая дорога с глубокой колеей, залитая водой) и нехватки времени на возможное пешее прохождение хребта (исключен риск опоздать на поезд в конце похода).

2.5 Сведения о прохождении маршрута каждым участником, в т.ч. случаи схода с маршрута


    Три участника похода ( Молодцов Ф.В., Лешенко В.Е., Туз А.А.) прошли поход полностью. Один участник похода (Карбажу М.И.) на третий день сошел с маршрута и вернулся в Одессу поездом Ужгород - Одесса от станции Свалявы. Путь до Свалявы проехал по трассе Керецки - Свалява.

 

3. График движения и техническое описание прохождения маршрута

3.1. График движения 

 

Дни

пути

Дата

№ участка

(время)

Участок пути

Протяженность, участка (с начала дня - с начала похода), км

Характеристика пути

Набор

высоты, м

Примечание

1          18.08

1

(12-30)

Мукачево (ж-д вокзал –замок Паланок)

4,3 (4,3-4,3)

асфальт

 

 

2

(15-10)

-выезд на трассу Львов-Киев

6,3 (10,6-10,6)

асфальт

3

(15-30)

- съезд с трассы (поворот на Чанадиево)

6,1

(16,9-16,9)

асфальт

4

Чанадиево

0,7

(17,6-17,6)

грейдер

5

(16-20)

-Санаторий Карпаты (дворец графа Шенборна)

10,2

(27,8-27,8)

асфальт

6

(17-48)

Драчино

8,5

(36,3-36,3)

асфальт

7

(19-13)

Вовчий (мост - дорога на Осу)

13,6

(49,9-49,9)

асфальт

8

(20-30)

Река Оса

8,1

(58,0-58,0)

грунт

остановка на ночлег в лесу в 20-30

Итого за день

 

 

58 из них грунт (грейдер) - 8,8

695

 

 

2

19.08

1

(12-45)

-выход на хр. Боржава 6,7 (6,7-64,7) Крутая грунтовая дорога, тропа - в, основном, пеший тяжелый подъем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1730

  Выход на маршрут в 8-20

2

(16-20)

г. Стой

7,8 (14,5-72,5)

Грутовая дорога с камнями (временами путь пешком)

3

(17-10)

г. Великий Верх

4,1

(18,6-76,6)

Тропа (в основном - пешком)

4

(17-40)

спуск с Боржавы

4,5

(23,1-81,1)

Грунтовая дорога с камнями

5

(18-10)

выход на грунтовую дорогу

0,8

(23,9-81,9)

Бездоржье

6

(19-00)

место ночлега

3,2

(27,1-85,1)

Грунтовая дорога с камнями

Итого за день: Всего 27,1 км из них 16,5 км- грунтовые дороги, 10,6 км тропы и бездорожье

 

3

20.08

1

(9-10)

Выход на хр. Боржава

1,8 (1,8-86,9)

грунтовая дорога, крутой подъм (часто-пешком)

 

Выход на маршрут – 8-20

2

(9-30)

Начало спуска с Боржавы

1,9 (3,7-88,8)

грунтовая дорога

 

3

(10-50)

Выезд на грейдер

7,3

(11,0-96,1)

плохая грунтовая дорога, крутой спуск (иногда - пешком)

4

(11-20)

Выезд на асфальт, Березники

5,0

(16,0-101,1)

грейдер

5

(12-00)

Керецки, выезд на трассу

6,0

(22,0-107,1)

асфальт

6

(14-00)

Липецкая Поляна

22,8

(44,8-129,9)

Асфальт

7

(17-05)

Копашново

25,5

(70,3-155,4)

Асфальт, 2 км грунта

8

(17-40)

перевал

2,5

(72,8-157,9)

грейдер - крутой подъм, временами - пешком

9

(18-16)

Дратово

4,1

(76,9-162,0)

Асфальт (0,5 км -грейдер)

10

(20-30)

Ольховцы-Лазы

Место ночевки

29,2

(106,1-191,2)

асфальт

0,5 км - грунт

остановка на ночлег  в 20-30

Итого за день

 

 

106,1 из них грунт 19,5

1215

 

 

4

21.08

1

(9-15)

Нересница (1)

4,3 (4,3-195,5)

Асфальт

Грунт - 0,5 км

 

Выход на маршрут – 8-45

2

(10-36)

Нересница (2)

12,9

(17,2-208,4)

Асфальт

3

(10-46)

Ганичи

5,6

(22,8-214,0)

Асфальт

4

(11-00)

Поворот на Великий Бычков

7,0

(29,8-221,0)

Асфальт

5

(13-30)

Водица - поворот налево вдоль реки Вел. Плаюц

13,1

(42,9-234,1)

Грейдер, крупные камни, подъем на перевал трудно ехать

6

(13-40)

Поворот направо на перевал

1,9 +1,5

(46,3-237,5)

Асфальт

(проехали на 1,5 км больше из-за пропуска поворота)

7

(18-00)

Кобылецкая поляна

16,5

(62,8-254,0)

Грунтовая дорога, грейдер. Первый перевал очень крутой - пешком, второй перевал - крутой, иногда пешком

8

(18-40)

начало подъема на перевал

5,4

(68,2-259,4)

Асфальт

9

(19-50)

Перевал, остановка на ночлег

5,8

(74,0-265,2)

Грейдер, крутой подъем, иногда - пешком

остановка на ночлег  в 19-50

Итого за день

 

 

74,0 из них грунт 35,9

1585

 

 

5

22.08

1

(9-30)

Косовская Поляна

7,3 (7,3-272,5)

Грейдер, грунтовая дорога, крутой спуск - иногда - пешком

 

Выход на маршрут – 8-40

2

(12-15)

Рахов

19,7

(23,0-292,2)

Асфальт

Грейдер -8 км

 

3

(15-00)

Луги

35,0

(58,0-327,2)

Асфальт

4

(17-20)

Начало "новой" дороги

7,7

(65,7-334,9)

Грунтовая дорога

 

 

7

(18-00)

Место ночлега

2,3

(68,0-337,2)

Грунтовая дорога, крутой подъем - пешком

остановка на ночлег  в 18-00

Итого за день

 

 

68,0 из них грунт - 25,3

1865

 

 

6

23.08

1

(10-38)

г. Выход

5,0 (5,0-342,2)

Грунтовая дорога, крутая - пешком (0,5 км с рюкзаком на спине)

 

Выход на маршрут- 8-20

2

(15-42)

г. Поп Иван

14,0

(19,0-356,2)

Грунтовая дорога

тропа 2,5 км - пешком с рюкза-ком, последние 300м - челночная переноска

 

3

Шибены (КПП Зеленое)

9,0

(28,0-365,2)

Грунт, первые 5 км крутой спуск с камнями - часто пешком

остановка на ночлег  в 19-30

Итого за день

 

 

28 км грунт, из них 2,5 км - тропа

1365

 

 

7

24.08

1

(11-00)

Перевал

7,6 (7,6-372,8)

грунтовая дорога

3,9 км крутая тропа, пешком

 

Выход на маршрут- 8-40

2

(13-20)

Пробойновка

7,8

(15,4-380,6)

грунтовая дорога, первые 2 км - пешком

 

3

(16-30)

Выезд на дорогу к Нижнему Яловцу

9,6

(25,0-390,2)

грейдер

4

(17-30)

Нижний Яловец

26,0

(51,0-416,2)

грейдер

5

(18-30)

Место ночлега

3,0

(54,0-419,2)

грейдер

остановка на ночлег  в 18-30

Итого за день

 

 

54,0 из них грейдер 54,0

1530

 

 

8

25.08

1

(10-00)

Перевал Джоголь

7,5 (7,5-423,7)

Грейдер, 2 км крутой подъем- пешком

 

Выход на маршрут- 8-30

2

(11-30)

Русская

20,6

(28,1-444,3)

Грейдер, спуск с Джоголя - иногда пешком. В с. Селятин - 2 км асфальта

 

 

3

(14-08)

Долишний Шепот

27,9

(56,0-472,2)

Грейдер, подъем на перевал Шурдин крутой, но проезжаемый

4

(14-46)

Берегомет

17,1

(73,1-489,3)

Асфальт

5

(18-24)

Сторожинец

36,4

(109,5-525,7)

Асфальт

6

(19-00)

Место ночлега

8,1

(117,6-533,8)

Асфальт

Остановка на ночлег в 19-00
Итого за день     117,6 из них грунт 54 км 1470  
 
9 26.08

1

(9-30)

Черновцы

11,4

(11,4- 545,2)

  Выход на маршрут в 9-00

2

(10-15)

ж.д. вокзал (1)

6,8

(18,2- 551,0)

 

3

(13-40)

ж.д. вокзал (2)

10,7

(28,9- 561,7)

 

Итого за день

 

 

28,9 асфальт

275

 

 

Итого за поход

 

 

Всего – 561,7 км

Из них:

Асфальт – 309,1 км

Грунтовые дороги и грейдер – 239,5 км

Бездорожье и тропы -13,1 км

 

11730

 

 

 

3.2. Техническое описание прохождения маршрута

  18.08.2012 Мукачево – Чинандиево – Драчево – Свалява - Вовчий - р. Оса

     Поездом Одесса—Ужгород трое участника похода (Федор, Виктор, Марио) прибывают в Мукачево и на вокзале встречаются с четвертым участником Алексеем, прибывшем ранее из Чернигова. Едем к замку Паланок. К самому замку ведет крутой, проезжаемый подъем.

     12-30 (4.3 км) Замок Паланок

     

     

      15-10 (10,6 км) Выезжаем из Мукачево. Трасса Львов-Киев. Червона Горка, церковь Всех Святых

 

 

      15-30 (16,9 км) Съезжаем с трассы на грунтовую дорогу (грейдер), через 0,7 км переносим велосипеды через ж-д пути и оказываемся на дороге разбитым асфальтом, проходящей через Чанандиево. Основной целью заезда в Чанандиево, было посещение замка Сент-Миклош, но ехали быстро и замок проскочили. Назад возвращаться не стали.

     За 300м до съезда с трассы

 

 

    16-20 (27-8 км) Поворачиваем налево и поднимаемся к санаторию Карпаты или иначе к дворцу графа Шенборна. Подъем крутой, местами идем пешком.

Из энциклопедии.

ОПИСАНИЕ ДВОРЦА/УСАДЬБЫ ЗАМОК ШЕНБОРНОВ

Элегантный охотничий дворец-замок графов Шенборнов расположен в урочище Берегвар на окраине Чинадиево, что в 10 км от Мукачево. Австрийский архиепископ Л. Ф. Шенборн в 1728 г. получил в подарок от императора Карла VI обширные земли в р-не Мукачево, которые в 1711 г. были отобраны у князя Ференца II Ракоци - лидера антигабсбургского восстания. Новые владельцы выбрали живописное урочище Берегвар для проведения охот и построили деревянный охотничий замок. В 1890 г. Э.-Ф. Шенборн возвел на его месте великолепный каменный замок-дворец. Романтический вид французских замков эпохи Людовика XIV придает зданию эклектичная архитектура с доминированием элементов неоготики и ренессанса. За основу проекта взят астрономический год: 365 окон соответствуют количеству дней в году, 52 комнаты отвечают количеству недель, а 12 входов - количеству месяцев. Здание украшают многочисленные башенки, флюгеры, яркая черепица, цветные витражи, геральдическая лепнина. На часовой башне можно видеть фамильный герб Шенборнов со львом и короной. Частично сохранились интерьеры с парадной лестницей и камином. Дворец расположен в центре английского парка площадью 19 га с естественным ландшафтом, где встречаются редкие породы деревьев и кустраников: самшит, сакура, веймутова сосна, канадская ель. Очертания паркового пруда повторяют карту Австро-Венгрии. На отдых и охоту в угодьях Шенборнов каждую осень съезжалась знать со всей Европы. С 1946 г. на территории имения был открыт клинический санаторий "Карпаты", где лечат сердечно-сосудистые заболевания. Есть бювет с минеральной водой "Поляна Купель". Здание дворца Шенборнов в настоящее время является одним из корпусов санатория. Внизу у дороги находится железнодорожная станция "Санаторий Карпаты", которая выполнена в том же романтичном стиле, что и дворец.

 

 

     Снова спускаемся на трассу и едем к Сваляве.

      16-50. Остановка на обед.

      17-48 (36,3 км) - Драчино

      18-00 (39,3 км) - Свалява. Закупаем продукты на два дня и едем вдоль железной дороги. Проезжаем поворот на Вовчий и переезжаем мост через р. Вича.

   

     Асфальт закончился и начинается грунтовая дорога, местами затопленная, но проезжаемая. Прокол у Марио. Пока Марио клеится, встречаем местного жителя. Разговорились. Узнав, что мы едем на Боржаву, советует подниматься через Вовчий - там на хребет идет нормальная грунтовка. Однако мы едем по плану, через Осу.

      Снова переезжаем через Вичу и оказываемся на ст. Оса. дорога в лес закрыта шлагбаумом, который нам не помеха. Ради хорошей стоянки форсируем Осу и останавливаемся на ночлег.

      20-30 (58 км) - Река Оса и остановка на ночлег.

     

    

Температура днем – до 27 °C
Набор высоты – 695м
Дистанция за день – 58км, из них: грунтовые дороги – 8.8км

Ходовое время 3-50

  Трек первого дня

 

 

    19.08.2012 (2 день). Хребет Боржава

     Подъем в 6-00. Так как нас всего четыре человека, решаем, что во время похода не будем назначать дежурных. Готовим завтрак, завтракаем и в 8-20 выходим на маршрут.

     Сразу начинается крутая и разбитая грунтовая дорога, по которой сверху течет вода. Идем пешком. Через две-три сотни метров сворачиваем на маркированную тропу. Крутизна еще возрастает, но хотя бы вода не течет. Крутизна тропы постоянно меняется, местами можно даже ехать, но в некоторых местам с трудом толкаем велосипеды.

  

 

      12-45 (6,7 км) - выходим на хребет Боржава. Прошли 6,7 км за почти 4 с половиной часа. Правда, поднялись на 800 метров вверх. Наградой послужила брусника с черникой, а пока поднимались - была ежевика.

   

     По хребту идет грунтовая дорога. А учитывая количество камней на дороге, можно сказать, что грейдер. По дороге можно ехать, только в нескольких местах пришлось идти пешком. Перед подъемом на г. Стой - пообедали.

      16-20 (14,5 км) - г. Стой. На вершине встречаем группу пешеходников и квадрацикл.

 

  

 

      От г. Стой к г. Великий Верх идет тропа. И чаще приходится идти. чем ехать.

      17-10 (18,6 км) - г. Великий Верх. Начинаем задумываться о нехватке воды на ужин и завтрашний завтрак. Хотя с утра везли по 4 литра, но тяжелый подъем и жаркий день забрал слишком много воды. Принимается решение выполнить спуск с хребта для поиска воды. Проезжаем 4,5 км по хребту (за г. Великий Верх начинается естественный грейдер (грунтовая дорога с камнями), а затем по крутому склону пешком спускаемся вниз (300 м спуска на 800 метров дороги).

  

 

     18-10 (23,9 км) Выходим на грунтовую дорогу. По дороге снова начинаем подъем к хребту и находим ручей. Запасаемся водой и продолжаем движение по дороге. Немного в стороне от основного хребта Боржавы, останавливаемся на ночлег.

     19-00 (27,1 км) остановка на ночлег.

Температура утром/днем/вечером – 13/23/26 °C
Набор высоты – 1730м
Дистанция за день – 27,1км, из них: грунтовая дорога – 16,5км, тропы и бездорожье - 10,6 км

Ходовое время 7-15

Трек второго дня

 

    20.08.2012 (3 день) Хр. Боржава - Березники - Керецки - Липецкая Поляна - Нижнее Селище - Дратово - Ольховцы-Лазы  

      6-00 - подъем. Марио решает закончить поход и вернуться в Одессу. В связи с этим приходится воспользоваться одним из запасных маршрутов с целью провести Марио на дорогу Долгое - Свалява. (В Сваляве можно сесть на поезд Ужгород - Одесса).

Утром на стоянке

   

 

    8-20 - выходим на маршрут.

    9-10 (1,8 км) Поднимаемся обратно на хр. Боржава. Грунтовая дорога, крутой подъем и около километра идем пешком.

  

    9-30 (3,7 км) поворот налево и начало спуска с Боржавы.

  

    Дорога на спуске в некоторых местах размыта и залита водой, и в этих местах приходится идти пешком.

   

 

      10-50 (11,0 км) - крутой спуск заканчивается, выезжаем на грейдер.

    11-20 (16,0 км) Березники, выезжаем на асфальт.

    12-00 (22,0 км) Керецки, выезд на трассу. Прощаемся с Марио и он уезжает направо в сторону Свалявы. А нам налево - мы продолжаем поход.

    14-00 (44,8 км) Липецкая поляна.

    14-35 (53,9 км) Липча. За Липча на берегу реки Река останавливаемся на обед

   

    17-05 (70,3 км) Копашново. За Копашново начинается подъем на перевал. Асфальт исчезает и вместо него начинается грейдер (скорее всего - это бывший асфальт). Крутизна подъема и камни не позволяют ехать и идем пешком. Через некоторое время, за перевалом, снова начинается асфальт. Выезжаем на дорогу Стеблевка-Колочава. В связи с потерей времени на непредвиденный спуск с Боржавы, решаем исключить из маршрута подъем на г.Манчул и объехать этот участок маршрута по асфальту.

    18-16 (76,9) Дратово

 

   

    19-00 Колодное

    20-30 (106.1 км) Ольховцы-Лазы. Начиная с с. Груники начинаем искать место для ночевки и не находим. Или дома, или крутые склоны, или колючая проволока. Начинает темнеть и в Ольховцах - Лазы сворачиваем на первую же грунтовую дорогу и через 500 метров находим место для ночлега.

    Температура утром/днем/вечером – 12/24/29 °C
Набор высоты – 1215м
Дистанция за день – 106,1км, из них: грунт – 19,5км

Ходовое время - 7-43

Трек третьего дня

    Примечание. Из-за отказа GPS- навигатора трек спуска с хр. Борджава получен не из навигатора, а восстановлен по карте. Возможны некоторые неточности.

21.08.2012 (4 день) Нересница - Ганичи - Плаюц - Кобылецкая Поляна

     6-00 Подъем

    8-45 выход на маршрут

    9-15 (4, 3 км) Нересница. Пидлеша. Первоначально, планировалось перейти реку Тересва по пешеходному мостику и выйти на дорогу Нересница - Дубовое - Усть-Черная в районе с. Ганичи, однако узнать у местных местонахождения пешеходного моста не удалось (или моста нет, или не у тех спрашивали). Пришлось возвращаться обратно в Нересницу.

Утренние сборы. Ольховцы-Лазы. Река Тересва

  

    10-46 (22,8 км) Ганичи.

    11-00 (29,8 км) Правый поворот на Великий Бычков. Неожиданно, дорога отмеченная на картах как асфальтовая, оказывается грейдером с крупными камнями. Едем на перевал со скоростью медленно идущего пешехода, а местами идем пешком.

   

    13-00 (40,0 км) Плаюц. Обед. Начинается асфальтовая дорога, но нам нужно сворачивать с него на грунтовую дорогу и уходить на очередной перевал.

  

    13-40 (46,3 км) Поворот на перевал (пропустив незаметный поворот направо, проехали лишних 1,5 км - пришлось возвращаться). Подъем на перевал, по разбитой грунтовой дороге, очень крутой, весь путь пешком, тяжелый подъем. Но можно подкрепиться ежевикой.

   

 

     Выходим на перевал, несколько километров по очень плохой дороге и спускаемся к реке.

 

     Едем вниз по реке до пересечения с серпантином дороги идущей от Водицы до Кобылецкой Поляны. По серпантину - снова вверх. Дорога крутая, покрытие грейдер и во многих местах приходится идти пешком. На перевале стоит столик и можно пообедать. Спускаемся вниз

  

    18-00 (62,8 км). Кобылецкая Поляна. Начинается асфальт. Закупаем продукты и едем на следующий перевал, через который можно проехать в Косовскую Поляну. Асфальт быстро заканчивается и начинается грейдер. Перевал крутой, во многих местах приходиться идти пешком.

 

     19-50 (74,0 км) Перевал. Останавливаемся на ночлег.

  

Температура утром, днем, вечером– 15 °C/ 26 °C/ 30 °C
Набор высоты – 1585м
Дистанция за день – 74км, из них: грунтовые дороги – 35,9 км

Ходовое время - 7-20

Трек четвертого дня

22.08.2012 (5 день) Косовская Поляна - Рахов - Луги

     6-00 Подъем

 

 

    8-40 Выход на маршрут. Крутой спуск, грейдер, иногда пешком

    9-30 (7,3 км) Косовская поляна. Снова подъем на перевал. Дорога, в основном, асфальт, иногда грейдер. Но после перевала, асфальт разбит и дорога становится грейдером. (всего - 8 км грейдера).

Косовская поляна

  

 

     Подъем на перевал. Вид с перевала на Косовскую поляну. Спуск с перевала.

  

     Вид на Рахов с перевала

     12-15 (23,0 км) - Рахов. Начинается нормальный асфальт. Проезжаем Рахов (в сторону Ивано-Франковска) и поворачиваем на дорогу, ведущую к с. Луги.

  

     13-25. Богдан

  

     

    15-00 (58,0 км) Луги. Заканчиваются Луги и заканчивается асфальт. Обедаем в конце асфальтовой дороги.

  

     Дальше едем на юг по направлению к горе Поп Иван. Поворачиваем налево и едем вдоль реки Бользатул, следуя по традиционному маршруту. Но затем по совету местных лесорубов поворачиваем направо, на вновь проложенную грунтовую дорогу. Подъем крутой и приходиться идти пешком.

    17-20 (65,7 км) Начало "новой" дороги

  

 

    18-00 (68,0 км) Остановка на ночлег. Через несколько витков серпантина, останавливаемся на ночлег. Хорошее место найти не удается, поэтому располагаемся прямо на дороге под защитой экскаватора.

  

    

 

Температура утром, днем, вечером– 16 °C/ 27 °C/ 33 °C
Набор высоты – 1865м
Дистанция за день – 68,0км, из них: грунтовые дороги – 25,3 км

Ходовое время - 6-30

  Трек пятого дня

23.08.2012 (6 день). Гора Выход, гора Поп Иван, Шибены (КПП Зеленое)

     6-00 Подъем

    8-20 Выход на маршрут.

 

    Через три километра дорога заканчивается, проходим небольшой подъем по бездорожью. Снова начинается грунтовая дорога. Но крутизна не позволяет даже катить велосипеды. Снимаем рюкзаки с велосипедов и одеваем на себя. Так катить велосипеды получается.

10-38 (5,0 км) гора Выход.

 

 

Вид на хребет с г. Выход.

     Едем по хребту.

 

    Пропускаем нужный поворот и заезжаем к Поп Ивану с другой стороны. Отсюда с велосипедами подняться невозможно. Возвращаемся назад.

 

    За километр от горы Васкул дорога превращается в тропу, слишком крутую, чтобы ехать. А за 500 метров до г. Васкул приходится снова надевать рюкзак, тропа становится слишком узкой, чтобы вести велосипед рядом и часто надо нести велосипед.

 

     За километр до Поп Ивана заросли елок и стланика пропадают.

 

    Еще через 500 метров тропа ставится слишком крутой и мы переходим к челночной переноске: сначала рюкзак, а затем велосипед (впрочем, Виктор сумел принести за один раз и рюкзак и велосипед).

 

    15-42 (19,0 км) г. Поп Иван (Черная гора)

Чёрная Гора (Поп Иван Черногорский, Черногорец, укр. Піп Іван) — одна из высочайших вершин Украинских Карпат. Высота 2020,5 м.

Описание

Имеет пирамидальную форму, в верхней части — каменные россыпи. Образован песчаниками. Находится в пределах Карпатского государственного национального парка. На довоенных польских картах гора обозначалась как столб № 16. Покрыта преимущественно субальпийской растительностью. Распространенны кустарники (можжевельник сибирский, рододендрон) и еловые леса (на высоте 1500—1600 м).

Название, по преданиям, гора получила за скалу на вершине, которая была похожа на попа в рясе. Сейчас от скалы остались лишь обломки. На самом же деле более старым названием горы является «Чёрная гора», полученное ею после того, как легендарный Довбуш победил на ней чёрта, или «Чёрную беду». Название же «Поп-Иван» гора получила после описки при составлении карт. Впрочем, учёные до сих пор выясняют, какое название было дано горе изначально…

Руины обсерватории на вершине горы.

Гора Поп-Иван Черногорский известна главным образом своей обсерваторией «Белый слон», что стоит на самой вершине. Название обсерватория получила, скорее всего, из-за того, что каждую зиму сильно обрастает снегом и льдом, становясь издали похожей на большого белого зверя. Обсерваторию начали строить в 1936 м году, задействовав в её строительстве в основном людей из окрестных сёл. В 1938 м году, 29 июля, состоялось торжественное открытие. Состояла обсерватория из пятиэтажной гостиницы, хозяйственных пристроек и башни с телескопом. Башню венчал 10тиметровый медный купол, открывавшийся автоматически. В здании была собственная электростанция. Подача воды осуществлялась с помощью двух мощных электронасосов.

В 1939 м году здание перешло к СССР. Здесь была организована первая в Советском Союзе высокогорная геофизическая обсерватория и метеостанция. Но с началом войны сюда пришли венгерские войска, устроившие на вершине наблюдательный пункт. После отхода венгров обсерватория так и не продолжила работу. Академия Наук Украины посчитала ненужной её эксплуатацию.

 

   

   

 

 

 

    На вершине горы обедаем. И начинаем спуск в сторону с. Шибены. Дорога - грунтовка с крупными камнями. Крутизна и крупные камни заставляют, временами, идти пешком.

   

 

    Через 5 км уменьшается крутизна и исчезают камни, можно спокойно спускаться. Навстречу идут довольно большие группы туристов - пешеходников.

    19-30 (18,0 км) - Шибены (КПП Зеленое). Ради хорошего места для ночевки, как и в первый день, приходиться форсировать реку.

   

 

 

Температура утром, днем, вечером– 17 °C/ 24 °C/ 27 °C
Набор высоты – 1365м
Дистанция за день – грунтовые дороги - 28,0км, из них: тропы – 2,5 км

Трек шестого дня

 

24.05.2012 (7 день) Пробойновка - Гринява - Нижний Яловец

     6-20 подъем (немного проспали).

    8-40 выход на маршрут. Проезжаем Шибены. Проезжаем КПП "Зеленое". Подъезжаем к пешеходному мостику через Черный Черемош. Тут выясняется, что за мостик выводит в частные владения, и нам приходится возвращаться назад. Проезжаем на другую сторону реки по другому мосту и выезжаем к нашей дороге. Ехать по ней невозможно, а идти не хочется. Хорошо, что местная девушка показала тропинку с другой стороны дороги. Тропинка становится круче, затем заканчивается. Если раньше можно было спокойно вести велосипеды, то теперь их с трудом заталкиваем.

  

     11-00 (7,6 км) Выходим на перевал. Продолжение дороги на хребет Пнивье, не радует (глубокая колея, залитая водой). Проводим разведку на километр вперед - характер дороги без изменений. В связи с тем, что сходов с хребта практически нет, а 30 км такой дороги займет слишком много времени из оставшегося до конца похода, решаем не рисковать и объехать хребет вдоль реки Белый Черемош.

    Спускаемся к с. Пробойновка. Первые километры дороги - это крутой спуск и глубокая колея, поэтому идем пешком. Через два километра можно ехать. Здесь прокалывается Алеша, и пока другие работают, можно подумать о вечном.

   

13-20 (15,4 км) Пробойновка. Проезжаем мостик. Еще несколько километров за селом - малая гидроэлектростанция.

  

 

     Проезжаем с. Гринява.

     16-30 (25,0) Выезжаем, хотелось бы написать на трассу, но на самом деле на такой же грейдер, идущий вдоль реки Белый Черемош. Видны раздражающие вырубки леса.

  

 

     Едем вверх по течению реки к Нижнему Яловцу. Дорога грейдер. И постоянно следуют спуски к реке и снова подъемы на 10-50 метров. Это раздражает. Хотя посмотреть, есть на что

  

     17-30 (51,0 км) Нижний Яловец. Или, как говорят местные, Яловичора. Закупаем продукты.

  

      18-30 (54,0 км) - Алеша снова прокалывает камеру. Но в этот раз время и место удачное и мы останавливаемся на ночлег.

   

     

 

Температура утром/днем/вечером – 15/28/26 °C
Набор высоты – 1530
Дистанция за день – 54,0 из них: грунтовые дороги и грейдер - 54,0км

Ходовое время 6-20

Трек седьмого дня

25.08.2012 (8 день) Верхний Яловец - Шепит - Селятин - Русская - Долишний Шепит - Берегомет - Сторожинец Дмитровка

    6-00 подъем

    8-30 выезд.

     Река Яловычора. Начало перевала Джоголь

 

    Проезжаем Верхний Яловец и начинается подъем на перевал Джоголь. Перевал крутой, приходится идти пешком.

    10-00 (7,5 км) Перевал Джоголь (верхняя точка).

  

    Спуск с перевала, крутой и каменистый, иногда идем пешком. У Виктора лопается болт крепления багажника. Хорошо, что на велосипеде есть второе отверстие и багажник можно просто перекрепить.

  

      После перевала едем вдоль границы с Румынией. В Селятине 2 км асфальта и снова начинается грейдер.

  

     11-30 (28,1 км) Русская

     За Русской находится КПП пограничников. Проверяют паспорта и записывают фамилии. А через пять километров начинается перевал Шурдин. Перевал высокий, но проезжаемый. Множество витков серпантина. И на каждом витке ровной площадки стоят по две-три машины с грибниками. Собирают в, основном, белые.

  

     13-36 (40 км) Перевал Шурдин (верхняя точка). Спуск с перевала

   

     14-08 (56,0 км) Долишний Шепот. Начинается асфальт. Лопушная.

14-46 (73,1 км) Берегомет

  

 

     Обедаем в кафе. По предварительным планам, где-то здесь должна была быть ночевка. Но перевалы мы проехали быстро, едется легко и сейчас слишком рано, поэтому решаем ехать дальше.

16-34 Стара Жадова

18-24 (108,5 км) Сторожинец

  

     19-00 (117,6 км) Остановка на ночлег. Просто сворачиваем с трассы и останавливаемся в лесу. Последняя, в этом походе, ночевка.

  

Температура утром/днем/вечером – 19/31/31 °C
Набор высоты – 1470 м
Дистанция за день – 117,6 км, из них: грунт – 54,0км

Ходовое время 7-11

Трек восьмого дня

 

26.08.2012 ( 9 день) Черновцы

    7-00 Подъем на час позже. Спешить некуда.

    9-00 Выезд

    9-30 (11, 4 км) Въезжаем в город. Едем к железнодорожному вокзалу.

   

     10-15 (18,2 км) Железнодорожный вокзал. Поезд на Одессу (для Федора и Виктора) отходит в 15-50, поезд на Киев (для Леши ) на два часа позже. Времени еще много и мы едем "смотреть" город.

     Аптека ; Впереди - ратуша

   

На улице Кобылянской

   

   

Кафедральный собор Святого духа; Улица Кобылянской; Армянская церковь
Греко-католическая церковь

 

   

Памятник Андрею Первозванному;;;Турецкий мост

   

Вид на Турецкую площадь с Турецкого моста; Велосипед и часы на Турецкой площади; Вид с Одесской улицы

   

Т-34-76; Первый трамвай; Железнодорожный вокзал

   

 

     13-40 (28,9 км) Снова ж-д. вокзал. Обедаем в привокзальном кафе, прощаемся с Лешей и уезжаем. Поход закончен.

     

Дистанция за день – 28.9км, из них: грунт – 7,9 км

Набор высоты – 325 м

Температура утром/днем – 19 °C/ 29 °C

 Трек девятого дня (без экскурсии по городу)

 

4. Результаты, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

    4.1 Результаты и выводы

    Поход, в основном, пройден по запланированному маршруту

        Суммарные данные за поход:

    Дистанция, всего – 561,7 км

Из них:

    Асфальт – 309,1 км

    Грунтовые дороги и грейдер – 239,5 км

    Бездорожье и тропы -13,1 км

    Набор высоты - 11730 м

    Маршрут соответствует заявленной категории сложности. Однако, наличие значительного числа горных перевалов, требуют от участников хорошей физической подготовки и навыков езды по горным дорогам.

    4.2 Рекомендации по прохождению маршрута

    Выход на хр. Боржава (гору Стой) со стороны реки Оса более интересен, но если необходим более простой вариант для уменьшения времени, лучше выполнить подъем через Вовче.

    Из-за возможного пересыхания некоторых родников на хребте Боржава в августе месяце при отсутствии дождей, при планировании ночевки на хребте, рекомендуется вести с собой не менее 5 литров воды на человека. Однако, воду можно найти, если спуститься с хребта на 200-300 метров

    При планировании маршрута следует учитывать расхождения по покрытию дороги между картой (асфальт) и действительным состоянием. Обнаруженные расхождения приведены в техническом описании маршрута.

    При подъеме на гору Поп Иван (Черная гора) по пройденному маршруту, требуется переноска велорюкзака за плечами. Возможно, что проще (хотя и дальше) подняться на Поп Иван по более традиционному маршруту (через г. Дземброня).

 

5. Список литературы

1. Проект GPSies. Создание треков и графиков. Библиотека треков (маршрутов). http://www.gpsies.com

2. Проект Google Планета Земля. Обзор местности для планирования и выбора маршрута, обзор фотоматериалов, создание треков.

3. Топографическая карта: Закарпатская область. Масштаб 1:200000

4. Топографическая карта. Ивано-Франковская область. Масштаб 1:200000

5. Топографическая карта. Черновецкая область. Масштаб 1:200000

6. Карпати. Туристична карта. Масштаб 1:300000

7. Схiднi Карпати. Свидовець. Чорногора. Рахiвскi гори. Масштаб 1:50000